Ребенок зависим от телефона: как отучить? | Psyfix

Ребенок зависим от телефона: как отучить?

Зависимость от телефона или цифровая зависимость относится к поведенческим (бывают ещё химические), и все они имеют схожие психофизиологические механизмы и требуют системного подхода в работе. 


Одной из основных сложностей в работе с цифровой зависимостью является постоянная встреча с раздражителем в повседневной жизни и возможность его полезного использования одновременно. Если взял телефон с учебной целью, то почему бы и не отвлечься на любимую игру?


Дети сталкиваются с непреодолимой тягой и если от других зависимостей детей, как правило, ограждают, то от этой зачастую нет.

 
Что можно делать для того, чтобы скорректировать зависимость:

  • Установить правила.

Нужны правила внутри семьи: сколько времени и при каких условиях можно пользоваться гаджетами. Важно, чтобы с правилами согласились все взрослые и они были понятны и выполнимы для ребенка.

Например: развлечения на телефоне возможны не более 1 часа в день. Перед сном и во время еды цифровым устройством пользоваться никому нельзя. 

Каждая семья может выработать подходящие для себя правила, целью которых будет сокращение времени, проведенного в гаджетах.

  • Начать с себя.

Взрослым важно проанализировать свои отношения с гаджетами и то, как их видит ребенок. Часто дети просто копируют взрослых. Если в доме постоянно включен телевизор, родители очень вовлечены в телефон/планшет (больше, чем друг в друга и окружающих), то правило для ребенка не делать подобного не сработает. Начать нужно с себя.

  • Помогать.

Поощрять и на раннем этапе помогать в организации интересного для ребенка времяпровождения вне цифровой активности. Если ребенок привык, что его развлекает гаджет, то у него могут возникнуть трудности при самостоятельной игре (одному или с кем-то).

  • Проводить качественное время вместе.

Часто при зависимости от гаджетов начинает разрушаться эмоциональная связь с родителями. Важно обратить на это внимание и постепенно её восстанавливать, если так произошло. Может помочь качественно проведенное время вместе с каждым из родителей 1 на 1 (любое совместное дело, которое нравится обоим). 

  • Объяснять зачем.

Нужно понять самим и уметь объяснить ребенку, почему вы боретесь с его любимой игрушкой, для чего это нужно.

  • Сочувствовать.

Важно воздержаться от негативной реакции, если встретитесь со злостью, слезами и истериками со стороны ребенка. Вашему ребенку действительно сейчас плохо и он действительно очень расстроен, что он не может воссоединиться со своим любимым устройством или игрой.


Терпение, доброжелательность, согласованность и последовательность помогут на пути от зависимости к здоровью.