Детский сад. | Psyfix

Attention. Детский сад.

Родители

  1. Еще до первого посещения детского сада, транслируйте ребенку вербально и невербально, что детский сад – это безопасное место, в котором ребенку всегда рады и в котором о нем будут заботиться;
  2. Если вы не можете транслировать мысли, описанные в первом пункте, то нужно серьезно задуматься, уверены ли вы сами в том, что детский сад необходим ребенку. Если у вас не будет этом уверенности, это сразу же будет считано ребенком и тогда он будет в замешательстве – «зачем родители вообще водят меня в сад?». Чтобы процесс адаптации прошел хорошо, ребенок должен быть уверен, что в сад ему ходить все же придется (и родитель тоже).
  3. Если у вас есть какие-то негативные представления о саде (возможно, из вашего личного опыта), вы должны удостовериться, что переживать вам точно не о чем: поговорить со всеми воспитателями, осмотреть территорию сада, площадки и игровые комнаты. Отправляя ребенка в сад, вы должны быть полностью убеждены, что он будет в полной безопасности и заботе.

Подготовка

 

  1. Приступайте к формированию у ребенка навыков самообслуживания: поощряйте его самостоятельность. Это будет формировать у ребенка уверенность в себе, что, в свою очередь, будет снимать дополнительное беспокойство и тревогу в детском саду, которые могут возникнуть из-за ощущения своей беспомощности;
  2. Играйте с ребенком в детский сад и попробуйте проиграть все трудные ситуации, которые могут возникнуть у ребенка в саду. Например, когда ребенку нужна будет помощь воспитателя или он захочет во что-то поиграть. Также в интернете можно найти множество психотерапевтических сказок, направленных на формирование положительных представлений о детском саде и про адаптацию к детскому саду вообще. Выберете те, которые вам понравятся, и читайте их ребенку перед сном;
  3. Заранее предупредите ребенка о том, что скоро он пойдет в детский садик. Прогуляйтесь с ним до сада, посмотрите, как на площадке играют детки. В следующий раз придите вечером и обратите внимание на то, что всех деток обязательно забирают родители и никто в саду не остается;
  4. Заранее продумайте, в какой одежде ребенок пойдет в сад и что вы дадите ему с собой. Одежда должна быть удобная, которую он сам сможет переодеть при необходимости. Если одежда будет мала или велика, чрезмерно теплая или некомфортная (колючий свитер) – этот создаст дополнительный дискомфорт для ребенка;
  5. Постепенно приучайте ребенка кушать те продукты, которые ему будут давать в детском саду, минимизируя перекусы. Тут наша задача – приучить малыша кушать в определенное время и в таком количестве, чтобы в ближайшие пару часов он смог активничать, не испытывая при этом дискомфорт;
  6. Постепенно приближайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду. Даже в выходные.

Непосредственно адаптация

  • Повторим еще раз: если у вас есть беспокойство, недоверие к пед.составу или тревожные вопросы, вам обязательно нужно поговорить об этом с воспитателями, чтобы снять тревогу. Приводя ребенка в сад, вы должны транслировать доброжелательное, хорошее отношение к воспитателям. Считывая вашу мимику, тон и жесты, ребенок будет формировать определенное отношение к незнакомому ему человеку, поэтому, тут наша задача – показать, что этому человеку можно доверять;
  • Долгие прощания – лишние слезы. Не нужно провоцировать у ребенка чересчур продолжительные переживания, прощаясь с ним долгое время. Необходимо найти золотую середину между забросом ребенка в группу и двадцатиминутными обнимашками;
  • Приходя в сад за ребенком, первым делом уделите время ребенку: обнимите его, поцелуйте, спросите, как прошел его день. И только потом
  • переключайте внимание на воспитателя. Необходимо акцентировать внимание ребенка на воссоединении;
  • Покажите ребенку, что ваша позиция, относительно необходимости ходить в сад, тверда и не обсуждаема. Это поможет ребенку лучше, чем просьбы и уговоры. А для этого вы должны быть сами уверены в том, что сад ребенку необходим и альтернатив нет;
  • Когда вы будете объяснять ребенку, через сколько вы его заберете, старайтесь делать это относительно его расписания в саду – «Я заберу тебя когда ты покушаешь/поспишь/поиграешь»;
  • Старайтесь не нагружать психику ребенка на период адаптации людными местами, театрами, цирками, телевизором или компьютерными играми. В семье так же должен быть спокойный и бесконфликтный климат;
  • Крайне не рекомендуется во время адаптации пропускать сад по любой причине, кроме болезни. При любых условиях вы должны пойти в сад, т.к. дети, которые не знают, поведут ли их завтра в сад, будут прилагать любые усилия, чтобы остаться дома;
  • Придумайте свои ритуалы и свой особый способ прощаться с ребенком. Предсказуемость успокаивает детей и помогает сформировать у ребенка ощущение спокойствия и безопасности;
  • Детские слезы при адаптации – это норма. Не нормально, когда ребенок не плачет, потому что он все равно испытывает ту же бурю эмоций, что и плачущий ребенок, но, почему-то, не дает выйти этим эмоциям;
  • Расскажите ребенку о том, как вы сами ходили в детский сад. Что вам там нравилось, какая у вас была воспитательница. Покажите фотографии, если они сохранились. Это покажет ребенку, что вы когда-то были в такой же ситуации и вы справились, а значит, и у него все обязательно получится.

К чему нужно быть готовым на период адаптации:

 

1. В детском саду дети сталкиваются с новыми формами поведения, демонстрируемыми другими детьми, и могут тестировать эти формы на себе.

2. Капризы, истерики, агрессия – это все может заиграть новыми красками и значительно усилиться, потому что ребенок весь день в детском саду переживает большое напряжение из-за необходимости соблюдать правила в группе, соответствовать нормам, а всплеск эмоций, вероятнее всего, будет происходить в присутствии мама, т.к. рядом с мамой безопасно, мама любит и поддержит.

3. В первое время могут быть частично утеряны навыки, которыми, как вам казалось, ребенок уже овладел. Не переживайте, когда закончится период адаптации, все навыки вернутся.

4. Ребенок может неосознанно провоцировать различные ситуации, чтобы убедиться, что его еще любят.

Ошибки, совершаемые родителями:

 

1. Разговоры о детском садике или воспитателях в негативном ключе. Это создаст ощущение у малыша, что сад – это плохое место и там работают плохие люди, и тогда тревога может не пройти вообще.

2. Наказывать или ругать ребенка за то, что он плачет при расставании или упоминании про детский сад дома. Помните о том, что малыш имеет полное право так реагировать: у него с вами тесная связь, поэтому ему очень тяжело с вами расстаться. И не просите его пообещать не плакать, детки в этом возрасте еще не умеют держать слово. Лучше скажите ему, как сильно вы его любите и что обязательно придете за ним.

3. Не обманывайте ребенка, говоря, что скоро его заберете, если планируете оставить его в саду на весь день. Во-первых, малыш весь день будет сидеть и ждать вас, во-вторых, он вам может больше не поверить и думать, что когда-нибудь вы его не заберете вообще.

4. Не пугайте ребенка детским садом. Недопустимо говорить «Будешь себя так вести, я отведу тебя в детский сад», либо запугивание в другой форме. Место, которым пугают, не может стать ни безопасным, ни любимым.

5. Не уходите из сада, не попрощавшись с ребенком. Даже если ребенок увлечен игрой, необходимо с ним попрощаться, чтобы ваш уход не стал для него неожиданностью и не повысил уровень тревоги.

Некоторые лайфхаки, которые могут вам помочь пережить период адаптации:

 

Подарите ребенку медальон с вашим фото и скажите, что когда он будет скучать по маме, он может открыть медальон и на него польется много-много обнимшек и поцелуев.
Если ваш ребенок внимателен к вашим духам (говорит, что от вас вкусно пахнет), побрызгайте ему на ручку ваши духи.
Купите одинаковые браслеты или кулоны и носите их, когда вы в разлуке.
Дайте ребенку предмет, который может напомнить ему о вас, когда ему станет грустно.
Нарисуйте что-нибудь на листке и положите ему в карман, что он потом мог найти рисунок (например, сердечко).
Расскажите ребенку о планах на день и о том, чем вы займетесь, когда заберете его.
Положите ему в карман фото родителей, чтобы в течение дня он мог достать его и посмотреть.
Положите ему в карамашек свои воздушные поцелуи и скажите, что как только ребенок заскучает, он сразу же сможет их достать.
Скажите ребенку, что между вами существуют невидимые нити, которые будут вас связывать в течение всего дня.
Расскажите ему секрет, который нужно держать в тайне весь день, а на ужине поделиться секретом со всеми.