Почему стоит сходить к психологу вместе с подростком | Psyfix

Почему стоит сходить к психологу вместе с подростком

На этом этапе есть родители, которые предпочитают вообще не обращаться к психологу, есть те, кто приходит к психологу с запросом «вылечите его», и есть немногие, которые приходят на терапию вместе с подростком. В этой статье мы разберем, у кого больше шансов пройти этот период максимально комфортно для себя и ребенка.

 

  • Гормоны бушуют, сегодня ты хочешь быть путешественником на фрилансе, а завтра водителем европейского поезда. Высказать свои проблемы и претензии не всегда хорошо получается, да и некому. Что происходит?

 

Так может чувствовать себя подросток. Невысокий уровень осознанности, плохо развитые коммуникативные способности и нестабильный гормональный фон дают такой микс, от которого бегут мурашки по коже (вспомните себя подростком). По этим причинам подросток еще и сам не понимает, что с ним происходит, а тем более ему сложно рассказать об этом. Все это может усугубиться родителями, которые не привыкли делиться своими чувствами и, соответственно, не научили этому ребенка.

 

Чем поможет психолог в данной ситуации: поднимая какую-то волнительную тему, он поможет родителям и ребенку научиться слушать и слышать друг друга, научит делиться друг с другом своими чувствами, даст возможность получить от других членов семьи именно то, чего другим так не хватает. И тогда привычный обмен претензиями превратится в диалог.

 

  • Родителя и ребенка волную уроки. Только вот родителя волнует несвоевременное выполнение ДЗ, а ребенка – контроль со стороны родителей. Проблема одна – домашнее задание, а вот аспекты проблемы разные. Мы можем слышать «У нас никак не получается решить проблему с домашним заданием, помогите нам», а проблема там не с домашним заданием, как мы уже поняли.

 

Чем поможет психолог в данной ситуации: он увидит проблему со стороны и рассмотрит все ее аспекты, а когда ты рассматриваешь проблему не как целостную структуру, а как что-то, разделенное на небольшие части, ее и легче решить. Например, в нашем примере, возможно, психолог предложит следующий вариант: родители ослабляют контроль над ребенком, но вместе придумают способ проверки успехов в школе, который устроит обе стороны, чтобы снимать тревогу.

 

  • Меня опять волнуют уроки…а, нет, не уроки.

Подросток может сам не понимать, что происходит и насколько переживаемые им чувства адекватны ситуации. Например, он может испытывать злость и агрессию по отношению к своему отцу-алкоголику, и, если эта проблема вообще никак не обсуждается в семье, подросток может считать, что это неадекватная реакция на ситуацию и что чувства, которые он испытывает, испытывать нельзя.  

Чем поможет психолог в данной ситуации: психолог может спровоцировать обсуждение волнующей темы, родители поделятся своими чувствами по поводу возникшей ситуации и ребенок поймет, что это нормально – испытывать самый разнообразный спектр эмоций и чувств. Подросток поймет, что об этом можно говорить и это безопасно, и его чувства нормальные для таких событий.

  • Так если он не может разобраться, пусть сам и идет к психологу, зачем там мы – родители. Да, в этом есть логика, но давайте посмотрим, что будет, если подросток будет проходить терапию, а его семья нет:

Он начнет осознавать свои чувства и причины своих состояний, но предъявить он дома ничего не сможет. The end.

Второй сценарий: подросток решит заговорить о своих чувствах, а родители будут к этому не готовы и, в лучшем случае, просто проигнорируют эти попытки, а в худшем – отреагируют на эту ситуацию с агрессией и больше не приведут подростка на консультацию. Если в вашей семье не было диалога, то построить его можно только трудясь всем вместе, а не одному ребенку. Возлагать огромные надежды на обратную связь от психолога тоже не стоит, потому что, во-первых, ребенок сам может не захотеть, чтобы психолог рассказал о чем-то родителям, во-вторых, обратная связь от психолога полезна, но это не терапия.

  • Ладно, отправлю ребенка на терапию, обозначу конкретный запрос психологу (меня не устраивает, что он целыми днями ленится и не занимается уроками), и буду получать обратную связь именно по этой проблеме и работать с ней.

Окей, давайте разберем сценарии этой ситуации: вы привели подростка к психологу и высказали пожелание решить ситуацию с уроками, подросток заходит в кабинет и говорит, что у него есть проблемы с конфликтами со сверстниками, а уроки он вообще не упоминает. Клиент психолога – подросток, а не его родитель, поэтому обсуждать они будут запрос ребенка. Но если бы вы пришли на терапию вместе, у вас бы появился шанс послушать, что не устраивает каждого из вас и попробовать вместе найти пути разрешения этой проблемы.

  • Вот вы говорите о родителях и детях, не умеющих выражать свои эмоции и не обсуждающих проблемы. А мы не такие родители, мы умеем.

И это чудесно, если в вашей семье есть диалог, но давайте посмотрим, каков он. Быть эмоциональным – не значит делиться своими чувствами. Зачастую под яркими эмоциями прячутся ваши истинные чувства, которые вы так усердно скрываете: под агрессией на ребенка может прятаться страх за его жизнь. А под агрессией подростка может прятаться грусть и тоска из-за того, что его никто не понимает и не принимает.

  • Объясните этому ребенку правила, как надо жить.

Так давайте вместе это и сделаем. Когда вы приходите на совместную терапию со своим ребенком, у вас есть отличная возможность использовать психолога как медиатора. Вы можете заключить с ребенком контракт доверия и вводить правила, устраивающие вас обоих. Психолог поможет вам прояснить желания всех членов семьи, сформулирует четкие обязанности и ответственности сторон. Это значительно снизит напряжение в семье и, в случае несоблюдения правил, подросток будет нести заранее оговоренное «наказание» за это, вместо очередных скандалов, чтения нотации и захлопнутых дверей. Согласитесь, это гораздо полезнее и эффективнее.

Ну что, пришло время подвести итоги. Кто лучше пройдет экзамен «Подросток в доме»?.